Взгляните вверх и вокруг, и вы поймете, что горизонт меняется. От Канады до Южной Африки, от Бразилии до Китая ветряные мельницы и солнечные батареи рассказывают историю перемен.
В Соединенных Штатах пейзаж собирает своего рода одежду 21-го века. Ветряные электростанции, солнечные фермы и просто бродячие ветряные мельницы и солнечные батареи на крышах сигнализируют о чем-то большом и необычном.
Когда в 1963 году они снимали “Тома Джонса”, очень смешной фильм по классике Генри Филдинга, большой проблемой было найти английские деревни, которые датировались 18 веком и все еще выглядели так. Создатели фильма нашли множество подходящих деревень, но все горизонты были разграблены телевизионными антеннами. Ни один кинорежиссер сегодня не может обойтись без ветряных мельниц и солнечных батарей, и компьютерная графика должна будет прийти на помощь периодическим драмам.
Александр Мирчев, уважаемый член вашингтонского внешнеполитического истеблишмента и заместитель председателя Атлантического совета, в новой книге, основанной на исследовании, проведенном им для Центра Вильсона, называет этот изменившийся горизонт тем, что он есть: мегатрендом. При этом Мирчев присоединяется к другим мегатрендовым энергетическим споттерам прошлого, включая эколога Амори Ловинса и экономиста Дэниела Ергина. Книга Мирчева называется “Пролог: Мегатренд альтернативной энергетики в эпоху конкуренции Великих держав.”
Энергия формировала общество и отношения между нациями с тех пор, как люди перешли от сжигания древесины к углю. Следующим шагом после этого стала Промышленная революция, положившая начало тому, что можно было бы назвать “первым мегатрендом».”
Мирчев опирается на то, как энергоснабжение меняет отношения, и смотрит в будущее, где баланс сил может быть нарушен, а производство энергии может по-новому повлиять на соседей. Например, я уже отмечал, что ирландцы недовольны британской ядерной деятельностью в Ирландском море. Существует также напряженность на границе между Австрией и Словакией: словаки выступают за ядерное будущее, а австрийцы-против любой ядерной энергии. В результате ветряные мельницы выстроились вдоль австрийской стороны этой центральноевропейской границы.
Книга Мирчева-это серьезная работа серьезного ученого, которая объединяет влияние альтернативной энергетики на национальную безопасность, взаимодействие между великими державами и меняющийся ландшафт между великими державами и несколькими меньшими. Она удивительно свободна от идеалистических тропов об альтернативной энергии как морально превосходящей силе.
Изменения происходят и внутри стран. Недавно я писал о том, как Хьюстон-святая святых нефтяной промышленности-стремится ребрендировать нефтяную столицу как технологическую мекку, а также сохранить свой нефтегазовый статус по мере их снижения.
Если вы посмотрите на мир, вы увидите, как президент Джо Байден может противостоять Саудовской Аравии так, как другие президенты не могли этого сделать. Саудовские нефтяные запасы не означают того, что они когда-то делали. Они уже не так важны для будущего мира, как когда-то. Вокруг больше нефти, и тренд отходит от нефти. Исторические экспортеры угля, такие как Польша, Австралия, Южная Африка и Соединенные Штаты, теряют свои рынки.
Другие потери, включая технологическое доминирование США в области энергетических технологий, являются более тонкими. Например, хотя ликование по поводу солнца и ветра широко ощущается в Соединенных Штатах защитниками окружающей среды, оно должно быть смягчено тем фактом, что солнечные батареи и ветряные турбины предоставляются Китаем. Китай захватил доминирующее положение в производстве альтернативной энергии, поставив под угрозу национальную безопасность зависимых стран.
Аргументы Мирчева нашли мощное подтверждение. Ряд известных мыслителей в области международной безопасности выступили в поддержку концепции перестройки, вызванной мегатрендом альтернативной энергетики. Они варьируются от Генри Киссинджера до «кто есть кто» из сторонников внешней политики здесь и в Европе.
Джеймс Л. Джонс, генерал морской пехоты в отставке и советник президента Обамы по национальной безопасности, сказал, подводя итог мыслям, высказанным целой группой экспертов: “ «Пролог» предлагает ценную новую основу для международных стратегических действий.”
Отставной адм. Джеймс Ставридис, исполнительный директор Карлайл Груп и других предприятий, сказал, что книга является “шедевром оригинальной мысли, и ее следует обязательно читать в университетах и военных колледжах.»
Кто бы мог подумать о ветре и солнце как об игроках в соперничестве между нациями или о том, что они возглавят мегатренд?
Ллевеллин Кинг за Oilprice.com